Если клиент уклоняется от предоставления информации или документов, запрошенных в рамках проверки выполнения требований, которые предусмотрены антиотмывочным законодательством, это расценивается как признак подозрительной операции и повышенного риска. В Росфинмониторинге уточнили порядок идентификации клиента — представителя директора, бенефициарного владельца или выгодоприобретателя. Касается это в том числе ситуаций с заключением договоров на проведение аудиторских проверок через конкурс по закону 44-ФЗ, регулирующему закупки для госнужд (письмо ведомства от 27.12.24).
В частности, в антиотмывочном законе 115-ФЗ (статье 7, пункте 1, подпункте 1) установлена обязанность идентифицировать клиента (представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца) до принятия его на обслуживание. Эта же статья (пункт 2.2) требует от субъекта финансового мониторинга отказать в таком обслуживании, если провести идентификацию указанных лиц не представляется возможным. Аналогичное решение должно быть принято и в случае отсутствия доступа к информации, по которой можно судить, каковы цели и характер возможных отношений с организацией, каково финансовое положение клиента, с какими целями ведется финансово-хозяйственная деятельность, каковы источники имущества, включая денежные средства, и деловая репутация.
В то же время в законе 115-ФЗ ничего не сказано о случаях неидентификации клиента (представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца) при проведении конкурсных процедур по 44-ФЗ, 223-ФЗ. Росфинмониторинг видит в этом коллизию с нормативной базой, касающейся сферы закупок. Ведомство планирует исправить указанный регулятивный недостаток совместно с Минфином.
Пока проблема не решится, в Росфинмониторинге порекомендовали следующее: первичную идентификацию потенциальных клиентов, которые намерены участвовать в закупках согласно положениям закона 44-ФЗ либо 223-ФЗ, можно проводить с использованием данных из закупочной документации. Все документы по закупке заказчика находятся в доступе на сайте той электронной площадки, которая обеспечивает взаимодействие заинтересованных сторон в ходе конкретной конкурсной процедуры. Также для этих целей можно обращаться к сведениям в ЕИС «Закупки» (zakupki.gov.ru).
В соответствии с законом 115-ФЗ (статьей 7.1, пунктом 1, подпунктом 1) все индивидуальные аудиторы или аудиторские организации должны актуализировать данные об аудируемых лицах, их выгодоприобретателях и (или) представителях, о бенефициарных владельцах. Требование введено в действие с 30.12.24. Но возможна ситуация, когда у аудитора нет какой-либо идентификационной информации по указанным лицам, так как они были приняты на обслуживание до появления новой нормы. Тогда аудитору нужно обновить данные о клиенте (представителе, бенефициарном владельце) уже после 30.12.24.
В Росфинмониторинге отдельно отметили, что клиент, который отказался от идентификации, должен быть отнесен к повышенной группе риска. Подобная реакция является признаком необычной, подозрительной операции. Это требует обязательного уведомления уполномоченного органа — Росфинмониторинга (необычная операция или сделка обозначается кодом 1106).