Комиссия Российского экономического университета (РЭУ) им. Плеханова тестировала новую версию экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора и провела дискуссию, касающуюся первого этапа.
В заседании участвовали следующие официальные лица:
Собрание вынесло на повестку дня главные темы, касающиеся формата Программы нового экзамена, перечня компетенций для каждого модуля стартового этапа, образцов тестовых задач, принципов их создания и способов их оценки.
Правительство РФ выпустило инструкцию по тематике «Совершенствование порядка проведения квалификационного экзамена и приведение его в соответствие с международными стандартами образования аудиторов». Обновленная версия экзамена разрабатывалась согласно упомянутому документу. Она была одобрена и принята Советом по аудиторской деятельности в феврале 2018 года.
Структура экзамена содержит уровни оценки компетентностей соискателей квалификационной аудиторской аттестации. Согласно новым правилам, в приоритетном порядке будет проверяться способность применить профессиональные навыки на практике.
Компетенции, лежащие в фундаменте Программы нового экзамена, составлены согласно Международным стандартам аудита, Международным стандартам образования аудиторов, Правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексу профессиональной этики аудиторов.
Условия оценки профессиональных качеств аудиторов сильно изменились. Этот факт — следствие эволюции компетенций аудитора, сформированных Международными стандартами аудита. В связи с этим и потребовались разработка и внедрение обновленной версии экзамена. Требования пользователей аудиторских услуг расширились. Увеличение значимости роли бизнес-аналитики и информационных технологий в условиях цифровой экономики повлекло рост общественных требований к качеству аудита как функции поддержания уверенности социума в подлинности данных о бизнес-процессах и хозяйственной деятельности.
Эксперты ЕАК предложили идею создания Программы нового экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора. Она основана на следующем:
Программа каждого модуля формируется на базе компетенций, которые закладывались в Международные стандарты аудита, Международные стандарты образования аудиторов, Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекс профессиональной этики аудиторов. Программа экзамена — это база для формирования проверочных заданий. Она нацелена на информирование соискателей о содержании тестов и ориентирование в подборе инструментов подготовки к ним.
Обновленная модель предусматривает аттестацию потенциальных аудиторов в шести категориях компетенций:
В ходе экзамена соискателей будут проверять на знание профессиональной этики аудитора — в Программе ей уделяется особое внимание.
В ходе стартового этапа экзаменаторы проверяют наличие у соискателей базовых знаний:
При разработке первого уровня экзаменаторы старались не перегружать модуль задач компетенциями — большая часть заданий тестирует только одну из них. Сам экзамен должен быть максимально доступным для прохождения представителями сопряженных с аудитом специальностей. Этим людям пригодятся знания в сфере аудита. Такое решение обусловлено международной практикой и успешным передовым опытом зарубежных аттестаций.
Соискатели получают индивидуальные билеты, которые содержат 40 тестов по каждому модулю. Количество задач каждого раздела Программы в билете зависит от общего объема, который на него (этот конкретный раздел) приходится и охватывает укрупненную группу компетенций. Такой подход позволит проверить весь массив компетенций по конкретному модулю у каждого из соискателей.
Для проверок планируется задействовать тесты с заданиями разных типов: кроме вопросов с одним правильным вариантом ответа будут введены задачи с несколькими вариантами верных решений, тесты на соответствие, последовательность. Задачи разных типов оцениваться будут одинаково: по 2 балла за верное решение. Баланс наполнения билетов для соискателей тестами разных типов обеспечиваться будет за счет использования программного обеспечения.
Потенциальным аудиторам станут доступны более широкие возможности в формате подготовки к сдаче экзамена. Каждый из соискателей сможет узнать программу модуля, описание проверяемых компетенций, перечень вопросов, включенных в билеты. Претенденты также получат список источников информации для подготовки к сдаче теста на прохождение модуля конкретного этапа, типы задач, примеры их решений.
Деление на модули предусматривает разграничение результатов сдачи одного модуля от других. Последовательность прохождения модулей в формате одного этапа — любая, на выбор соискателя. Проходной балл снизили (в сравнении с действующим экзаменом): чтобы сдать модуль, потребуется верно ответить на 60 % тестов, то есть получить 48 баллов из максимальных 80.
Перед участниками собрания выступал директор ЕАК Ирина Красильникова. Она подчеркнула важность коллегиальной работы с вовлечением в процесс всех представителей профессионального сообщества и совместного анализа перспектив нового квалификационного экзамена.
«Ровно год назад была утверждена модель квалификационного экзамена. Единая аттестационная комиссия совместно с Минфином продолжила работу по разработке Порядка проведения единого квалификационного экзамена, который был одобрен Советом по аудиторской деятельности уже в сентябре 2018 года. И далее ЕАК в соответствии с утвержденным планом проводит дальнейшую работу, чтобы со второго квартала 2020 года запустить новый экзамен… Принципиально важно, чтобы в обсуждениях каждого этапа квалификационного экзамена принимало участие как можно большее количество представителей профессионального сообщества», — отметила Ирина Красильникова.
Благодарность высказала главный методист ЕАК Наталия Казакова: экспертам, аудиторским компаниями, образовательным учреждениям, УМЦ, представителям ведущих международных квалификаций (ACCA, ICAEW) за участие в формировании и информационной поддержке нового квалификационного экзамена. Казакова уверена в том, что модульные тесты на получение аттестата аудитора помогут привлечь к сдаче экзамена представителей сопряженных профессий и поднимут престиж самого мероприятия.
«Создание ориентированного на компетенции модульного экзамена — это целенаправленный шаг, позволяющий повысить престиж профессии аудитора, а также привлечь представителей других специальностей в области финансового рынка, контроля, бизнес-анализа к сдаче отдельных модулей будущего экзамена», — отметила Наталия Казакова.
Все участники мероприятия получили от ЕАК презентации, в наглядной форме представляющие основные принципы разработки экзамена и концепцию формирования Программы, тестируемые компетенции, принципы разработки программ отдельных модулей, примеры тестовых задач по каждому модулю первого этапа нового экзамена.
Члены собрания выразили мнение о колоссальных объемах работы, проделанной ЕАК. Уполномоченные представители подтвердили стремления оказывать экспертную и информационную поддержку для обеспечения качества нового квалификационного экзамена.