Документ прошел 1-е чтение и подготовлен к следующей стадии обсуждения в Госдуме. Он вносит ряд правок в некоторые положения о корпоративном праве, в том числе об ООО и АО. А также — в основной закон о ведении аудиторской деятельности. К этому моменту упомянутый проект 19912-8 стал уже немного другим по сравнению с своим же изначальным вариантом.
Так, теперь будет запрещено обращение за рубежом тех ценных бумаг, которыми удостоверяются права российских эмитентов на акции.
В предыдущей редакции обсуждаемого закона не предполагались какие-либо правки закона об ООО. В нынешней их довольно много. Однако почти все они не влияют на суть вопроса, так как носят технический характер. К примеру, теперь вместо выражений «бухгалтерский баланс» либо «бухотчетность» будет использоваться «бухгалтерская (финансовая) отчетность». На месте слова «аудитор» будет стоять «индивидуальный аудитор или аудиторская организация». А пока действующий вариант «бухгалтерские книги» будет заменен на более общее понятие «документы бухгалтерского учета».
Можно выделить изменение в части обязательности образования комиссии или выбора ревизора, если в хозяйственном обществе 15 и больше участников. Теперь в законе об ООО не будет данного требования.
Есть уточнение: предоставить учредителям ООО аудиторское заключение (при наличии) следует на этапе подготовки общего собрания.
Ко второму чтению убрано одно из ранее предполагавшихся изменений в закон об АО. Больше не предусматривается возможность выбора аудитора акционерами с совокупной долей в капитале от 10 %.
Таким правом будет обладать исключительно общее собрание.
Многое — без изменений. Кратко расскажем, что вообще предлагает данный законопроект.
Пока, согласно действующему закону об АО, аудит должен проводиться для любых акционерных обществ. Об этом говорит и перечень случаев для обязательной процедуры от Минфина.
Правки касаются обозначения субъекта аудита. В обновленной версии это публичное общество. Иначе — процедура проводится только при наличии соответствующей обязанности. Но в законе не приводятся случаи, при которых она возникает или когда ее нет. Значит, вероятно, НПАО будут подлежать аудиту при упоминании этого в отраслевых законах, а также согласно закону об аудиторской деятельности и прописанным в нем критериям. К слову, в данный закон включат новый случай для обязательного прохождения процедуры. Это АО, которые продали свои акции в муниципальную, региональную или федеральную собственность.
Если НПАО не обязаны проводить аудит, но делают это по собственной инициативе, то вправе привлекать любого исполнителя. Это может быть индивидуальный специалист либо компания. В настоящий момент допускается сотрудничество только с аудиторскими организациями. Отличие в этом плане от публичных АО состоит лишь в отсутствии требований к квалификационным аттестатам.
Похожий вопрос затрагивается в отдельном законопроекте, которым вносятся корректировки в Гражданский кодекс (статью 67.1). Он также прошел первое чтение и подготовлен к следующей стадии рассмотрения. Но, в отличие от предыдущего законопроекта, не претерпел каких-либо заметных изменений.
По документу ООО будет вправе или — в некоторых случаях — обязано привлекать индивидуального специалиста или организацию. Сейчас указано просто — «аудитора». Кроме того, есть важное уточнение. ПАО, а в предусмотренных ситуациях и непубличное АО, должны будут каждый год заказывать аудит в соответствующей организации.
В ГК закрепляется следующее условие. Если аудит инициируется по требованию акционеров (их минимально необходимая для этого совокупная доля — по-прежнему 10 %), то ПАО вправе привлекать для его выполнения только организацию. А вот НПАО смогут пользоваться услугами и самостоятельного специалиста, и фирмы.
Все указанные нормы изложены в законопроекте 19894-8.