С декабря 2020 года в стране реализуется Концепция развития аудиторской деятельности, в рамках исполнения которой 02 июля 2021 года принят Федеральный закон № 359, утвердивший ряд новшеств в сфере аудиторской деятельности. В частности, внесены важные изменения в нормы о деятельности СРО аудиторов, о контроле аудиторской деятельности.
Будущее саморегулируемых организаций аудиторов
Если ранее допускалось создание множества СРО, то в настоящее время на территории России предусматривается только одна саморегулируемая организация аудиторов. Уточнено определение данной некоммерческой организации, а также порядок приобретения статуса (сейчас он присваивается Минфином России).
Федеральный закон № 359-ФЗ отменил обязательное ранее минимальное количество членов СРО и ввел дополнительные функции объединения: экспертное заключение в отношении международных стандартов в аудите для внедрения на территории РФ, перевод на русский язык соответствующих профилю СРО международных стандартов с целью их дальнейшего использования на территории РФ, разработка МСА совместно с международными организациями. Кроме того, изменения коснулись некоторых обязанностей СРО, ее внутренних документов, специализированных органов, порядка рассмотрения жалоб (ранее он не конкретизировался).
Немаловажным изменением является установление такого критерия для образования СРО, как доля оказанных членами объединения аудиторских услуг — более 50 % в общем объеме оказанных аудиторами услуг за календарный год по данным органов статистики.
Контрольная деятельность в отношении аудиторских организаций
В первую очередь стоит отметить расширение состава надзорных органов — к саморегулируемой организации и Федеральному казначейству добавлен Центральный банк России. Между ними распределены контрольные функции с целью исключить дублирование их деятельности.
Изменен предмет контроля. Если ранее им являлось только качество работы объектов контроля, то в настоящее время — это деятельность объектов контроля, т. е. контрольные мероприятия станут более объемными.
Что касается периодичности проведения проверок, то СРО будет проводить их минимум 1 раз в 5 лет, Федеральное казначейство — в зависимости от степени (уровня) риска субъекта (раз в год, раз в два года раз в три года).
ЦБ РФ наделен правом проведения внеплановых проверок конкретных аудиторских заключений, в том числе по обращениям граждан, информации из СМИ.
Изменения коснулись и ответственности за нарушения, допущенные аудиторскими организациями. Расширен перечень требований, за нарушение которых применяются меры воздействия. Нововведением является применение ФК России и ЦБ России такой меры ответственности, как исключение из реестра (в части аудиторов, которые оказывают услуги на финансовом рынке, а также для значимых общественных организаций).
Соответствующие разъяснения опубликовал в июле 2021 года Минфин России в своих информационных сообщениях № ИС-аудит-46-5 и № ИС-аудит-46/6.