х

Массовый адрес контрагента может стать основанием для «звонка» аудитора в РФМ

11.01.2019г.

Росфинмониторинг вместе с Федеральным казначейством и Минфином выпустили методические рекомендации для аудиторов относительно клиентских рисков отмывания (легализации) доходов, которые получены преступным путем, и финансирования терроризма (ОД/ФТ).
Согласно пункту 2.1 статьи 7.1 закона № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года, организации при оказании аудиторских услуг при наличии оснований полагать, что финансовые операции или сделки аудируемого лица могли или могут быть выполнены с целью ОД/ФТ, должны сообщить об этом в РФМ. Ведомство разъяснило, что «основание полагать» — это профессиональное суждение в отношении деятельности в целом или отдельных операций аудируемого лица с точки зрения рисков отмывания.
При формировании этого суждения учитываются:

  • отраслевая принадлежность аудируемого лица;
  • специфика сектора экономики, в котором ведет деятельность аудируемое лицо;
  • другие особенности деятельности аудируемого лица;
  • результаты национальной оценки рисков ОД/ФТ (для этого пункта рекомендован в помощь официальный сайт РФМ);
  • имеющиеся типологии ОД/ФТ (аудитор вправе почерпнуть информацию из личного кабинета на сайте РФМ, с ресурсов международных компаний, которые занимаются вопросами противодействия ОД/ФТ, и других доступных источников);
  • имеющиеся у аудитора доказательства.

Рассматривая операции, аудитор обязан учитывать следующие риски отмывания:

  1. Страновые риски.
  2. Риски, касающиеся деятельности аудируемого лица и его контрагентов (клиентские). Сюда отнесены следующие варианты:
  • контрагент (клиент) аудируемого лица действует менее года или зарегистрирован по массовому адресу;
  • структура собственности аудируемого лица является необычной или излишне сложной;
  • происходят необъяснимые изменения в собственности или неоднократная смена организационно-правовой формы аудируемого лица, а также другие «подозрительные» признаки.
  • Риски, касающиеся конкретных продуктов, услуг, операций, каналов поставок аудируемого лица (операционные).
  • Организация вправе выделять дополнительные группы рисков.
    Также ведомство напомнило, что основной задачей аудиторов считается все-таки анализ документации, а не предотвращение отмывания. Поэтому не стоит ожидать от них выявления всех факторов несоблюдения требований ПОД/ФТ или придания действиям клиента «отмывочной» квалификации.
    В конце методических рекомендаций Росфинмониторинг напомнил порядок его уведомления аудиторскими организациями об имеющихся подозрениях (информационное письмо РФМ № 56 от 23 ноября 2018 года).

    Вас может заинтересовать:

    см. все новости

    Форма быстрого заказа
    В сообщении укажите адрес объекта
    Заказать услугу