Все нововведения должны будут применяться организациями уже в бухгалтерской отчетности за следующий, 2025 год. Применять стандарт досрочно не допускается.
Министерство финансов РФ дало подробные комментарии о стандарте составления бухгалтерской (финансовой) отчетности ФСБУ 4/2023, который был принят недавно приказом ведомства. В частности, уточнена сфера действия указанного стандарта и рассказано о новых, впервые официально сформулированных понятиях (используются на практике, но ни в одном нормативном акте не отражены).
Согласно ФСБУ 4/2023, предлагается рассматривать отчетность как совокупность отдельных элементов, образующую единое целое. Составляющими отчетности признаются баланс, несколько отчетов и пояснения. Если какого-то элемента не хватает, это уже не может именоваться бухгалтерской отчетностью. Каждый элемент отдельно также не является ею. Чтобы обязанность по раскрытию бухотчетности считалась исполненной, она должна быть сформирована и сдана исключительно в том составе, который определен ФСБУ 4/2023 и федеральным законом о бухучете.
Утвержден принцип взаимозачета показателей — разрешается только в конкретных случаях, перечисленных в ФСБУ. Так, стандартом допускается такая возможность для статей прочих доходов или расходов. Но если какие-либо показатели просто представляются за минусом регулирующих величин, то есть в нетто-оценке, зачетом это считаться не может. В пояснениях раскрываются все примененные регулирующие величины:
Установлен перечень показателей, которые должны быть раскрыты без учета их существенности. По действующим правилам, ряд показателей раскрывается пока только при условии, что они обладают указанными признаками.
Определены итоговые показатели для баланса, отчетов о целевом использовании средств и о финансовых результатах (на данный момент такой перечень есть только для отчета о финрезультатах).
Перечислены показатели для отчетов об изменении капитала и о финрезультатах, которые допускается проставлять либо в самих отчетах, либо в прилагающихся пояснениях. Выбор остается за экономическим субъектом.
В пояснениях указывается, что отчетность составлялась согласно требованиям как федеральных, так и отраслевых стандартов бухучета. Если это не так, то подобное утверждение сделать невозможно. Причем даже в случае, когда экономический субъект отражает в отчетности использованные им способы ведения бухучета и иную аналогичную информацию.
Стандартом определено, что если какие-то показатели отсутствуют в деятельности, то приводить их не нужно. И, как правило, экономическому субъекту нет необходимости указывать на такое отсутствие показателей и другой важной информации, которую, исходя из стандартов, следует вносить в отчетность.
Появились подробные правила формирования промежуточной отчетности. В том числе приведен состав и обязательное содержание информации, которая должна быть внесена в данный вид отчетности (в действующем ПБУ 4/99 содержатся только отдельные требования). Будут расширены и состав, и содержание промежуточной отчетности. Правила для упрощенной отчетности становятся более упорядоченными. Вводятся дифференцированные требования написания заглавия. Уточняются нормы заверения (в ПБУ требования не конкретизированы).
В своих разъяснениях Минфин также отдельно упомянул и новые правила для отчетности некоммерческих организаций, и рассказал об отчетности в составе других документов или в виде открытых данных.
ФСБУ 4/2023 устанавливает условия, которые позволяют обеспечить достоверность данных в отчетности, дать полное и точное представление о движении денежных средств, результатах деятельности и текущем финансовом положении:
Все приведенные факты и комментарии взяты из информационного сообщения Минфина от 26.03.24.