Аудировать отчетность ОЗО (общественно-значимые организации) или ОЗО ФР (ОЗО на финансовом рынке) могут и аудиторские организации, не состоящие в соответствующем реестре. Норма о численности аудиторов в штате для внесения фирмы в указанный реестр не применяется.
Комитет СРО, занимающийся вопросами аудиторской деятельности, высказал официальную позицию по обязательным условиям для аудита в отношении отчетности общественно значимых организаций, в том числе на финансовом рынке. Ситуация касается аудита за период 2021 или 2022 года. А уже за 2023 год отчетность будет проверяться исключительно аудиторскими организациями, числящимися в реестре. Время проведения аудита значения не имеет.
Нормы по количеству штатных аудиторов для внесения аудиторской фирмы в реестры по ОЗО разработаны отдельно до 2023 года и после.
За 2021 или 2022 отчетные годы проверять разрешается и аудиторским организациям, которых нет в указанном реестре. И критерии по численности сотрудников для включения в реестры не действуют. С 01.01.22 руководителем аудита назначается аудитор при соблюдении двух условий:
Но уже с финансовой или бухгалтерской отчетности за 2023 год вступят в силу новые положения об аудите ОЗО (ОЗО или ОЗО ФР) — аудиторские проверки таких организаций и оказание им сопутствующих услуг должны будут проводиться только аудиторскими фирмами, информация о которых вошла в специальные реестры.
Это значит, что аудиторским фирмам придется принимать меры:
Кроме того, при внесении в реестры к руководителям аудита тоже предъявляются определенные требования. Им может быть сотрудник:
Специальных сроков, когда указанные положения должны начать применяться, не установлено. По разъяснениям Минфина, выбирать руководителя аудита общественно-значимой организации допускается только из числа аудиторов, получивших новый аттестат. Если у аудитора имеется старый аттестат, то рассматриваться на эту позицию он не может. Причем речь идет именно о руководителях аудита ОЗО. В более ранних письмах Минфин указывал на необходимость соблюсти такие требования всем руководителям аудита. Но теперь вышли уточнения к инструкциям, согласно которым это касается исключительно проверок ОЗО.
СРО отмечает, что изложенная позиция не должна считаться официальным толкованием нормативных актов. Она не заменит собственного профессионального суждения аудитора, так как в его распоряжении часто оказывается более точная и подробная информация о фактах и обстоятельствах, связанных с рассматриваемым вопросом. Поэтому аудитор может прийти к другим выводам, не совпадающим с мнением в публикации СРО. Также допускаются отличия в позиции с Минфином, Федеральным казначейством и судом.