Одним из наиболее обсуждаемых документов в сфере консалтинга стал вынесенный на рассмотрение в Госдуму в конце мая 2014 проект Федерального закона «О налоговом консультировании». Данный законодательный акт призван определить ключевые понятия в области налогового консультирования, а также регламентировать деятельность экспертов, работающих в этой сфере.
В частности, деятельность налогового консультанта определяется как предоставление консультационных услуг в области отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Ряд критиков законопроекта сочли подобное определение слишком ограниченным, так как фактически консалтинговая деятельность затрагивает сферу бухгалтерского учета, внебюджетные фонды и другие отрасли права.
Не прописан в законопроекте и порядок получения официального статуса налогового консультанта, что также вызывает много вопросов.
Тем не менее, в проекте тщательно проработана система контроля за деятельностью налоговых консультантов, что является его несомненным достоинством.
Важность принятия подобного Федерального Закона особенно высока в связи со вступлением России в ВТО и усложнением системы национального налогообложения. В такой ситуации предприниматели и организации испытывают острую необходимость в профессиональных налоговых консультантах.
В России существует саморегулируемая организация — Палата налоговых консультантов, в сферу деятельности которой входит подготовка и аккредитация специалистов соответствующего профиля. Со стороны государства деятельность специалистов регулировалась отдельными статьями в законах.
Правовое регулирование налогового консультирования, как и других услуг, осуществляется в рамках Гражданского Кодекса РФ. Если речь идет об аудиторах, то их работа также регулируется Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности». Согласно данному документу, они осуществляют следующие виды консультирования:
При этом аудиторы могут выступать представителями в налоговых и судебных органах по различным спорам, включая таможенные.
Общее определение договора оказания возмездных услуг, а также основные положения, его регулирующие, изложен в главе 39 Гражданского Кодекса.
В свою очередь, если консультирование предполагает еще и представительство интересов, то порядок предоставления услуги определен требованиями главы 49 Кодекса («Поручение»).
Для целей налогообложения договор возмездного оказания услуг налогового консультирования должен быть оформлен документально (хотя в ГК РФ предусмотрена и устная форма). Услуги оказываются исполнителем лично, а в случае одностороннего расторжения заказчик возмещает ему все понесенные убытки (в соответствии со статьей 782 ГК).